+7(4162) 35-30-94
 

Как подготовиться психологически к экзаменам

Для того чтобы сохранить спокойствие в кризисной ситуации, необходимо избегать ставить перед собой сверхзадачи для достижения сверхцели. Чем реалистичнее цель, тем меньше вероятность превращения ситуации в катастрофическую. Начинайте готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Если очень трудно собраться с силами и мыслями, постарайтесь запомнить сначала самое легкое, а потом переходите к изучению трудного материала. Ежедневно выполняйте упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Что делать, если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Для этого можно выполнить следующие упражнения:

1. Посмотрите попеременно вверх - вниз (25 секунд), влево - вправо (15 секунд);

2. Напишите глазами свое имя, отчество, фамилию;

3. Попеременно фиксируйте взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);

4) нарисуйте глазами квадрат, треугольник, круг - сначала по часовой стрелке, затем - против.

Режим дня

Разделите день на три части:

1. Подготовка к экзаменам — 8 часов в день;

2. Занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, танцы - 8 часов в сутки;

3. Сон - не менее 8 часов в сутки, при необходимости можно устроить тихий час после обеда.

Питание

Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Отдайте предпочтение молочным продуктам, рыбе, мясу, овощам, фруктам, шоколаду, грецким орехам. Улучшает память: морковь с растительным маслом, стакан ананасового сока. Сконцентрировать внимание поможет половинка репчатого лука в день (помогает при умственном переутомлении, психической усталости, способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом). Достичь творческого озарения, спровоцировать рождение гениальных идей, стимулировать нервную систему можно при помощи чая из тмина (2 ч.л. на чашку). Успешно грызть гранит науки позволяют капуста (снимает нервозность) и лимон (освежает мысли, облегчает восприятие информации). Хорошее настроение поддержат «фрукты счастья» - бананы. Перед самими экзаменами наедаться не следует.

Место для занятий

Необходимо правильно организовать свое рабочее пространство. Поставьте на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность. Зеленый цвет успокаивает и снижает уровень тревоги. Постарайтесь установить связь между заучиваемым материалом и окружающим Вас пространством. Тогда на экзаменах воспоминание о том месте, где Вы учили определенный материал, поможет Вам вспомнить и сам материал. Как запомнить большое количество материала. Повторяйте материал по вопросам. Вначале вспомните и обязательно запишите все, что знаете по какому-либо вопросу, и лишь затем проверьте правильность дат, основных фактов, терминов. Читая учебник, выделяйте главные мысли - это опорные пункты ответа. Научитесь составлять план (или схему) ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотрите внимательно эти листочки.

Некоторые закономерности запоминания:

1.Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2.Количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

5. Если работаешь с двумя материалами - большим и поменьше, разумно начать с большего.

6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Заучивать и запоминать информацию необходимо с учётом личного ведущего уровня восприятия.

При хорошей зрительной памяти:

Читая материал, выделяйте специальными знаками ключевые (опорные) места текста, фиксируйте их на маленьких листочках. Письменно составляйте план ответа. Используйте сокращённую запись материала. Составляйте тезисы, опорные схемы и таблицы. Выпишите на карточки (желательно крупным шрифтом, различными цветами) основные понятия и формулы, которые необходимо знать, разложите их на столе или развесьте на стенах, чтобы они постоянно были у Вас перед глазами, пока Вы готовитесь к экзамену).

Если Ваш вид восприятия информации - звуковой:

Читайте запоминаемый текст вслух. Если у Вас есть возможность, начитайте содержание вопроса на аудиокассету, а затем периодически прослушивайте. При чтении и записывании старайтесь проговаривать слова чётко, соблюдая интонацию, делая необходимые паузы в конце предложений, частей текста. Можно попытаться зарифмовать в1 небольшие стихотворения, песенки основные правила, формулы, выводы, найти логическое соответствие исторических дат с событиями и явлениями современной или Вашей личной жизни. Изучив содержание вопроса, перескажите его.

Условия поддержки работоспособности:

1. Чередовать умственный и физический труд.

2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.

3. Беречь глаза, делать перерывы каждые 20 - 30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть в даль).

4. Минимум телевизионных передач и работы за компьютером.

5. Поднять настроение и наполнить себя свежей силой помогут вдохи и выдохи со звуками «Аааа», «Ииии», «Оооо», «Уууу», при вдохе поём вверх, при выдохе - вниз.

6. Стимулировать познавательные способности можно при помощи следующего упражнения: большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливать фалангу каждого пальца другой руки, начиная от ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Затем руки меняем.

Основные правила поведения до и в момент экзамена:

1. Перед экзаменом следует хорошо выспаться, привести в порядок свои эмоции, собраться с мыслями.

2. Будьте одеты и причёсаны соответственно случаю.

3. Перед входом в кабинет успокойтесь и войдите с уверенностью, что всё получиться.

4. Взяв билет, постарайтесь сосредоточиться на вопросах и забыть об окружающих. Просмотрите все вопросы и начните с тех, в ответах на которые Вы не сомневаетесь. Продумайте план ответа и запишите его (примеры, отдельные положения, аргументы, тезисы).


Как подготовиться к сдаче экзамена

Экзамены (в строгом переводе с латыни — испытания) — это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность также важна, как и хорошее владение знаниями по предмету.

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ:

1. Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.

2. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

3. Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты — «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут пройдены.

4. Начни с самого трудного — с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

5. Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

6. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

7. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

8. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА

1. Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

2. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до начала. При себе нужно иметь несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек.

3. Продумай, как ты оденешься на экзамен: в кабинете может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене достаточно продолжительное время.

Что делать, если вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного?

Не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии, из разговора с родителями, друзьями. В процессе написания в голову могут прийти какие-то мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в группе или прочитанного. А можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, например: «Что я знаю» (или просто поставьте «+»), на правой — «Что мне неизвестно» (или «-»). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа, — правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно.

На правой записывайте вопросы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили. В конце подготовки обязательно составьте план ответа.

Если вы вообще ничего не знаете. Не говорите об этом экзаменатору, а скажите хоть что-нибудь, типа: "Прежде чем рассказать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще..." Хотя, конечно же, лучше играть по правилам.

Если на полуслове вы забыли, о чем надо говорить. Прежде всего, не теряйте голову. Сохраните спокойствие, хотя бы внешне, — такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другим словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так — смело продолжайте ответ. Если нет — посмотрите на листок, который вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий пункт плана (даже если вам только кажется, что этот пункт следующий). Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что пропустили. Если вы уже почти закончили отвечать и тут-то наконец, вспомнили, о чем хотели сказать, когда «потеряли мысль», или о чем забыли сказать. Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да, я еще забыл сказать о...» Говорите, например, так: "Вернемся к (название пункта плана). Я хотел бы добавить...» или так: «Кроме того, надо сказать, что...», «Следует подчеркнуть».

Если вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счет. Продолжайте ответ, как если бы вы этого не заметили.

Если экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить или, еще хуже, отпускает неприятные реплики. Кажется, что все сговорились вас завалить. Отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на точном ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное — сохранить чувство собственного достоинства.

Если вы оговорились, и все стали смеяться. Не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы — дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми — и все. Если же оговорку кроме вас вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло. Если вам задают дополнительный вопрос. Не тушуйтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного. Если вы ошиблись.

Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы, заметили ошибку и знаете, как поправить ее, сделайте это. Если же не уверены, правилен ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале. Если вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали.

Не вступайте в спор, не доказывайте. И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора — пусть оно не покидает вас и во время экзамена.